Нежданно-негаданный релиз, пожалуй, самой неординарной и загадочной формации Ростов-Донского Подполья. Двое участников проекта - поэт, художник и музыкант Алексей Горис (вокал, гитара) и музыкант, муз. изобретатель Эдуард Срапионов, он же "Папа Срапа" (бас) известны широкой публике по участию в группе "Зазеркалье" (в представлении не нуждается!). Должен сразу предупредить: это музыка из разряда "не для всех", и вовсе не в силу какого-то эстетского снобизма, а лишь по причине... понимания / непонимания сути происходящего. [во избежание надуманной и вредной отсебятины, далее обильно процитирую bazilevs.narod.ru]
"Как объяснить просто-человеку что такое Урблуд ДрамадэрЪ, если эта музыка играется без нот и без репетиций, а участниками этой группы каждый раз могут быть самые невероятные люди «начиная с домохозяйки и кончая дежурным по РОВД»? Любое определение тут же убьёт его на корню,... сделает плоским, сравнительным. Это страшно, а потому настоящий Урблуд ДрамадэрЪ категорически нельзя ни с чем сравнивать.
Урблуд ДрамадэрЪ - это некоторая другая категория, отличная от всей привычной нам музыки, от всей привычной нам лирики и даже вообще от привычного нам уклада мира. Для того, чтобы понять Урблуд ДрамадэрЪ нужно научиться их чувствовать, ведь они вполне нешуточно исследуют человеческое мировосприятие, исследуют влияние искусства на человека, как оно его меняет, как оно его может спасти. Музыка здесь является прекрасным средством проверить их гипотезы.
По словам Лёши Гориса, Урблуд ДрамадэрЪ играет музыкальную "пургу" - ту необычную музыку, жанр для которой ещё не придумали, которая может быть чем угодно. Здесь музыка - не цель, но лишь средство. Музыканты лишь задают направление, привлекают музыкальные волны, а уж оказываясь в их власти любой человек, даже без особого музыкального образования (но правильно уловивший волну) может присоединиться к ним с любым угодным ему инструментом".
По словам Лёши Гориса, Урблуд ДрамадэрЪ играет музыкальную "пургу" - ту необычную музыку, жанр для которой ещё не придумали, которая может быть чем угодно. Здесь музыка - не цель, но лишь средство. Музыканты лишь задают направление, привлекают музыкальные волны, а уж оказываясь в их власти любой человек, даже без особого музыкального образования (но правильно уловивший волну) может присоединиться к ним с любым угодным ему инструментом".
Про столь непонятное имя детища: "Мы ломали кирпичную стену с художником Колей Константиновым, - рассказывает Лёша Горис, - Ломали руками и головой. А когда, наконец, устали, я спросил у Коли: «Ты Урблуд?» «Урблуд», - почему-то ответил Коля. «Ну и я Урблуд». Так и родилось."
И наконец: "Урблуд - довольно странная группа. Послушав её в записи и ничего не зная о ней можно пожать плечами - ничего не понятно... Немузыкально! Странно! Но на самом деле - это наш маленький лучик живого света в закольцованных и упорядоченных буднях, монотонность которых не меньшая пытка, чем звук капающей воды".
Релиз представляет собой компиляцию студийных и "живых" треков "Урблюд Драмадэръ" 1999-2010 гг. от тольятинского андеграундного псевдолейбла "Tatish Product". Подборка треков была осуществлена самими тольятинцами, с согласия А. Гориса. При этом материал был несколько переработан в сторону доступности для слушателя: так, некоторые композиции были безжалостно порезаны, лишившись бесконечных "джемов" и заметно улучшилось качество звучания. "Что же из этого всего вышло"? - пусть каждый решит для себя сам, а мы пока...
Рассмотрим альбом потреково:
- "Душаман" ["Воистину Акбар", 2000] - стародавний "хит" (автор текста - Сергей Тимофеев, лидер культовых земляков «Пекин Роу-Роу»), вошедший в своё время в небезысвестный сборник "НеБесПочвенное" №2 (2004). Под незатейливый ритмический рисунок драм-машинки и квазивосточные гитарные кружева, Горис исступлённо напевает пронизанный экзистенциально-фрейдистскими мотивами текст. Историю же столь странного названия нарочно не придумаешь: "Анна Батура нашла у себя в архиве неизвестные стихи С. Тимофеева и попросила их исполнить. Запись сделана во время бомбёжек Ирака американскими наймитами… каково же было удивление у музыкантов от прослушивания записанного материала, когда как будто в специально подобранном месте чётко по ритму, в тональности, вдруг запел какой-то чувак кайфовым, на ихний манер поставленным голосом… это было как знамение свыше, подтверждение правильности выбранного нами пути… "Амиииир дууушмаааан!!!" - поёт неизвестный посланник из радио-эфира… "Воистину Акбар" назвали мы в его честь цикл песен записанный в этот день"
- "Дикая песня" ["Юдоль Кайфов", 2001] - русская тоска, часть I: вкрадчивый эмбиент вступления подхватывает "сорванный" голос Гориса, а затем и ритм-секция: отныне "живые" барабаны и лязгающий перегруженный бас. "Хорошо, что я убит - поделом мне, поделом".
- "Новый день" ["Три кита", 2010] - наиболее эмбиентно-медитативная композиция альбома, в её атмосфере витают эфиры ямайского даба и спэйс-рока 70-х. При этом, сквозь толщу разнообразных эффектов и обработок в вокальной партии явственно проступают русские народные мотивы и соответствующая мелодика. Любо!
- заглавная "Юдоль Кайфов" ["Юдоль Кайфов", 2001] - русская тоска, часть II: вступление "подгруженной" гитары, красивые "призрачные" клавиши и... всё плывёт по эмбиентным волнам в заоблачные дали.
- "Уходи нежить" (оригинал-версия) ["Юдоль Кайфов", 2001] - русская тоска, часть III: хм... в голосе Гориса вдруг слышатся совсем "цоевские" героические интонации под арпеджио "чистой" гитары; в коде к ним присоединяется и ритм-секция. Музыка удачно совмещает традицию русской народной песни с канонами рок-баллады. А в красивой образной лирике слились воедино былинно-фольклорные элементы и поэзия Серебряного Века. "Пуля моя не отлилась ещё".
- Знаменитый хит "Зазеркалья" - "Бедная Лиза" ["Второе Бензольное Кольцо", 1999] исполненный "живьём" в фирменном "Урблюдском" стиле - т.е. безумный шаманский "джем" без конца и начала. Мощная слаженная работа ритм-секции вкупе с яростным терзанием безвинной гитары и душераздирающими воплями Гориса сражают наповал. Отрешённо и неподдельно отчаянно.
- "Снайпер" ["Юдоль Кайфов", 2001] - самая душещипательная песня альбома, этакая полубаллада. На удивление хорош вокал - неповторимо тонко и прочувствованно передана вся широкая палитра лирики: от томительных любви и нежности до потусторонней скорби и пронизывающей безысходности. Апофеоз Русской Тоски. И, срываясь, летит очередной комок в бездну Вселенского Отчаяния...
- "Вьюга" ["Вьюга" / "Концерт в клубе ''7'', 29.11.2003"] - сквозь лютую стужу ревера и прочих эффектов, снежной бурей где-то вдали заревёт гитара, сыплет мелким градом бубен и морозом по коже обдирают дикие завывания Гориса. Да уж... после столь ошеломляющего финала потребуется немало времени, чтобы попросту прийти в себя: все чужие "разумные" мысли сметены из черепа разыгравшейся стихией...
Итог: Творчество "Урблюдов" не поддаётся никакому вразумительному описанию, тем более классификации: оно абсолютно самобытно, но, вспомнив скучные журналистские термины, в нём можно обнаружить элементы нойз-рока и гитарного индастриала 80-х, психоделии 60-х, Kraut & Space Rock 70-х, движения Rock In Opposition, даже ямайского даба и русского фолка!
Стоит отметить, что арсенал выразительных средств "Урблюдов" невелик: прежде всего, это гитара Лёши Гориса, варьирующаяся от неистовых нойзово-психоделических запилов и "тяжёлого" чёса до атмосферных арпеджио и эмбиент-пассажей. Во-вторых, великолепная слаженная ритм-секция: перегруженный бас Эда Срапионова и мощные барабаны Жени Лабыча.
И наконец, совершенно самостоятельным инструментом является колючий, болезненный, будто "вечно-простуженный" голос Гориса. Впрочем, под стать столь же нерадушной (к "среднему" слушателю!) музыке группы...
Арсенал, как видим, весьма скромен, но благодаря его умелому использованию и управлению тончайшими нюансами / оттенками красок, музыкантам удаётся достичь у слушателя эффекта прямо-таки катарсиса! Несмотря на очевидный профессионализм всех участников проекта, это музыка именно от сердца, а не от ума.
Вообще же, всё творчество "Урблюдов" - это cвоеобразная "мегамантра" и современное юродство, ему присущи нелогичность мышления и спонтанность. Так, на концертах, зачастую сложно понять, где, собственно, кончается одна песня и начинается другая. Группе, так же как и великим "Laibach", удалось создать настолько узнаваемый, не имеющий мировых аналогов собственный стиль, что всё, чтобы они не делали превращается... в одну невероятную Мистерию и пляс дервишей на Донских берегах...
Итак, "Юдоль Кайфов 01-15" - альбом "для всех и ни для кого". Сама попытка оценить этот необыкновенный звуковой артефакт была бы кощунством, да и просто-напросто преступлением. Это куда больше древнее камлание, нежели музыка в её традиционном "западном" понимании, и, подозреваю, авторам куда важнее сам творческий акт, чем его конечный результат / реакция публики. А потому, заглавную роль здесь играют чувства, возникающие при прослушивании...
Если "Юдоль Кайфов" хоть на 2/3 часа вырвет вас из суетной монотонности будней, приоткрыв окошко затхлой каморки Бытия всепроникающему Свету извне - сверхзадача "Урблюдов" удалась... Ежели нет - не судьба, подобное искусство вам чуждо и недоступно... на интуитивно-ментальном уровне, конечно же.
Если "Юдоль Кайфов" хоть на 2/3 часа вырвет вас из суетной монотонности будней, приоткрыв окошко затхлой каморки Бытия всепроникающему Свету извне - сверхзадача "Урблюдов" удалась... Ежели нет - не судьба, подобное искусство вам чуждо и недоступно... на интуитивно-ментальном уровне, конечно же.
"Имеющий уши, да услышит"... "Воистину, альбом сей, Юдолью Кайфов да прибудет Страждущим, и рецензия эта тому порукой!"...
************************************************************************
Как обычно, самые ленивые могут скачать альбом с Яндекс-Диска.
Отлично всё, но как со странички ссылаться в ВК?
ОтветитьУдалитьПри наведение курсора на кнопку "лайка", под перечислением собственно "лайкнувших", стоит стрелочка с надписью "рассказать друзьям" - жмёте на неё, затем пишите свой каммент, если нужно и "отправить". И будет вам счастье! :) P.S.: Для того, чтоб всё это увидать, нужно сначала зайти в ВК.
ОтветитьУдалить