"На асфальтовых тропах каменных джунглей кто-то кого-то жрёт..." [Ярина, "Neutrale Erde"]
Иногда они возвращаются! Никто не верил, не гадал... Как вдруг... В Наш Мир наконец-то пришла "Utopia"!
Эх... Да что там, вру конечно: Коммунизм так и не наступил, до уровня благосостояния "Мирового Государства" нам ещё далеко, а дата окончательного перехода в Эру Водолея неизвестна даже астрологам... Однако! Ярина таки записала и запустила в открытое интернет-плавание "Utopia" - новый полноформатный альбом "Neutrale Erde" (в пер. с нем. - "Нейтральная Земля"). Всего лишь третий за целую декаду жизни культового питерского Darkwave-акта. Впрочем, за количеством релизов наша сегодняшняя героиня (кроме шуток: записать и свести в одиночку на домашнем PC, используя лишь микрофон, микшер, да пиратский муз. софт, годный Darkwave альбом, как минимум, заслуживает уважения) и не гонится. А теперь посмотрим как обстоит дело с качеством...
Рассмотрим альбом потреково:
- "Всё равно" Открывающий трек неспешно трогается с места по рельсам Electro-Industrial под гулкие раскаты бас-бочки и плотный стрёкот стальной перкуссии. Атмосферу разряжают некие машинного происхождения шумы, а за линией горизонта ведут свою потустороннюю мелодию синты. Но вдруг, прожектор тепловоза вырывает из Сердца Тьмы запавшие глаза жителя Индустриального Гетто. В них: отчуждение, одиночество, бесконечная усталость и духовный вакуум. А пронизывающе-зловещий шёпоток откуда-то Снаружи предрекает "заманчивые" перспективы: "метаться в бреду, зная истин сухие догмы", "запереться внутри себя", "исписать своим криком стены." Быть может лучше стать "пророком чужих мечтаний"?! Но что, что ты сделаешь, когда тебе "некому больше кричать"?! Начинать альбом с 8-мин. трека - подлинное самоубийство. Но набросок муз. ландшафта впечатляет... "Мне приснилось - в мешке уносили вниз по лестнице мёртвое лето."
- "Игра" Первый хит: явный успех музыкально-эмоциональной составляющей (чего стоят только странные прерывающиеся секвенции синтов и "измождённый" вокал!), и всё бы отлично... пока не прочтёшь отдельно текст. Поразительный контраст между красивой философской лирикой и подростковыми виршами о "сложности жызни" в одной песне! Так, перл "Мир кривой и ровнее он не будет" превзошёл в моих глазах даже бессмертные строки С. Кудрявцева ("Братство Конца") о "ночи-проститутке". И, наряду с этим, образы вроде: "под ногой прогнулись звёзды" или "горевать, и говорить, и перетягивать канаты и плести из весен нити"... Повод задуматься, ведь "Жизнь - капкан, и смерть - ловушка, что же будет дальше с нами?!"
- "Прекрати Огонь" Тихий шедевр: антивоенный (!) Darkwave, что для данного жанра весьма нетривиально. На фоне ласковых атмосферных переливов синтезатора вкрадчивым полушёпотом Ярина призывает "прекратить войну, растоптать патрон." И пусть "железный век высушил сердца", помни: "больше нас никто от нас же не спасёт".
- "Ветер" доносит гул перегруженного синт-баса и мерный перестук шестерёнок. Пение Ярины здесь, конечно, ни к чёрту. Хотя бы поэтому песню сложно дослушать до конца. Не говоря о том, что 8 мин этого зацикленного однообразия вынести нереально. А текст-то был совсем неплох, эх...
- "Останься здесь" Зияющий провал в грунте "Нейтральной Земли". Лучше переступить! Бормотание затасканных рифм ("ночь" / "некому помочь", "войной" / "со мной" и т.п.) под скомканный картонный Darkwave. Апофеоз Lo-Fi: нечто вроде 8-bit пищалки, зуд (да, да, именно он!) электроволн. Смахивает на FL Studio опусы 15-летней фанатки Ла...Ла... стыдно даже произносить эту группу, *шёпотом*: "Lacrimosa". Дослушать ЭТО до конца невозможно, да и не надо вам таких пыток. Уйдём отсюда, туда, где...
- "Где не надо тебя" Квинтэссенция всего альбома: "железобетонные многоэтажки / манят на крыши детей / внизу слишком скучно, вверху очень страшно / пусто среди людей". Среднетемповая ритм-секция "качает" с первых битов, ненавязчивый минимализм секвенций, необычные "подкладки" сэмплов... Словом, всё в меру попсово и атмосферно. Вполне злободневная цитата: "Разыщи мои тайны как-нибудь в гугле (сеть никогда не врёт)". Проникновенно-приглушённый вокал в куплетах как нельзя боле уместен, а вот пение в припевах... не фонтан.
- "Ползи улитка" Полное разочарование: по музыкальному оформлению столь же уныло и безблагодатно как 4-ый трек, "зато" в плане лирики эта песня его "превосходит". Осторожно переступаем ползущую "за тайной" (?!) улитку-камикадзе - пусть себе и дальше летает в Астрале "снаружи всех измерений".
- "Баллада о потерянном" Невыносимо тоскливый (в хорошем смысле слова!) медляк. От меланхоличных арпеджио клавиш, щемящих запилов "под скрипку" и "страдальческого" вокала самые нестойкие слушательницы могут и вовсе разрыдаться. Вот и мы погрустим, подумаем, отчего "этот мир так похож на тюрьму"?
- "laurapalmer" Притягательно стильный, как аудиально, так и вербально Synth-pop / Electro. Красочное, перенасыщенное "кислотой" звучание, прямо-таки искряшееся в бликах постмодернистского глянца. "Имя убийц под ногтями у Лоры Палмер". И всё идёт по Линчу!
- "Война" Мощнейший ударный EBM-хит: тяжеловесная поступь ритм-секции, выпуклый перегруженный бас, вспыхивающие повсеместно вспышки техногенных сэмплов и реальные звуки боевых действий в коде. Пропущенный через дисторшн и ревер, голос Ярины невероятно впечатляет. Впрочем, как и пермаментно-актуальный текст. Где, к исконному (Гобссовскому) постулату социал-дарвинизма: "Предвечное состояние мира - война всех против всех", Ярина разумно добавляет ежедневную "борьбу с собой". Трудно удержаться, чтобы не подпеть: "Войнааа", "Войнааа"! Сильно, монолитно, внушает!
- "Вечная Весна" (Егоркина песня) По скромному мнению автора, один из лучших в бесчисленном сонме прослушанных каверов Е. Летова. Заранее приношу извинения за такое кощунство... но затейливая электронная аранжировка N.E. мне нравится больше оригинала. В котором, например, дико раздражала назойливо жужжащая ритм-гитара. Эффектно обработанный (продублированный) вокал Ярины, сгущает краски до предела. Шедеврально, чёрт возьми!
- "Он приходит" Скупой набросок ноосферного Ambient-ландшафта и жутковатый стих на тему Doppelganger. Своим болезненно-трагичным мироощущением, с апокалиптическими нотками, напоминающий раннюю поэзию А. Витухновской. От измождённого голоса Ярины мурашки ползают по телу египетской саранчой, а ледяной пот заливает глаза. К сожалению, общее впечатление несколько портят "ходульные" рифмы.
- "Dance Macabre" Соответствующий названию инструментал: закольцованные лупы ударных + бас, простенькие эффекты, да будоражащие сэмплы из кино и новостей. Монотонный и безыскусный, но оттого ничуть не менее мрачный и безысходный.эпилог. Ведь что есть наша Юдоль Земная, как ни бесконечная "Пляска Смерти"?!
Итог: Лаконичность и известная незамысловатость муз. материала парадоксальным образом сочетается с его разнообразием. Горизонт жанров широк: от титульного Darkwave, по шпалам Electro-Industrial и EBM, сквозь Synth-pop / Electro-кулуары до Ambient-изысканий. Пожалуй не все аранжировки идеально продуманы, есть пара-тройка откровенно проходных [принимая во внимание: 1. абсолютный численный перевес годных треков 2. One-man project, DIY, Lo-Fi и все отсюда вытекающие, великодушно закроем на них глаза] треков, но, в целом, к музыке претензий нет. А уж это скромное обаяние домашней записи и дилетантское пение "как душа просит"...
Да, один из наиболее спорных моментов - вокал: пение Ярины отнюдь не идеально, в отдельных моментах она и вовсе нечисто интонирует мелодию. Или, попросту говоря, лажает :) Ну и вообще её владение голосом, как и его тембр сугубо на любителя. Изнеженным эстетам и ценителям Etherial-вокаЛИЗОВ аля "Dead Can Dance" слушать противопоказано! Тем не менее, этот бесконечно усталый, безжизненный голос сложно с кем-либо спутать, как и наскоро забыть. Такой неимоверной силы Вселенского Отчаяния и искренности в выражении своих чувств после ухода незабвенной Яны Станиславовны среди отечественных исполнительниц, за редкими исключениями, не наблюдалось. Поэтому, несмотря на все огрехи и шероховатости вокала, его оценка сугубо положительна: ведь, главное в любой музыке - адекватная передача эмоций исполнителя аудитории. А с этим Ярина справляется на все 200%.
Уровень текстов крайне неоднороден, даже заметнее, чем на прошлых релизах проекта. Такое впечатление, что убитая горем муза покинула Ярину: некоторые тексты похожи на нескладные стишки из "заветной тетрадки" восьмиклассницы. Право, лирика в песнях десятилетней давности была не в пример круче. А когда, вдобавок, в каждом треке звучит слово "война", даже учитывая нынешнюю международную обстановку, это смахивает на паранойю. Увы, но за тексты, только... [-2 КОТа ОЦЕНКИ]
Уровень текстов крайне неоднороден, даже заметнее, чем на прошлых релизах проекта. Такое впечатление, что убитая горем муза покинула Ярину: некоторые тексты похожи на нескладные стишки из "заветной тетрадки" восьмиклассницы. Право, лирика в песнях десятилетней давности была не в пример круче. А когда, вдобавок, в каждом треке звучит слово "война", даже учитывая нынешнюю международную обстановку, это смахивает на паранойю. Увы, но за тексты, только... [-2 КОТа ОЦЕНКИ]
Крайняя затянутость альбома (аж полтора часа!) способна отпугнуть массу незнакомых с прошлым творчеством проекта слушателей. Как бы ни были хороши отдельные треки, прослушать альбом целиком - задача непростая. А как мы все знаем: "Краткость - сестра таланта", поэтому... [-1 КОТа ОЦЕНКИ]
Итак, крайний альбом "Neutrale Erde" - достойный образчик one-man (one-women в нашем случае!) band на отечественной шварц-сцене. Четыре явных хита - "Игра", "Прекрати огонь", "Война", "Где не надо тебя", такое же количество удачных вещей и, без преувеличения, превосходный кавер "Вечной Весны" "Егора и Оп...х" на борту - неопровержимое тому свидетельство. Запись за пару сотен руб. (расходы на чай!), допустимые погрешности вокала / неровности текстов компенсируются неожиданно качественной и интересной музыкой, искренней, без надуманности и приукрашиваний лирикой, наконец неподдельной эмоциональностью подачи. А это в эпоху победившего Спектакля поистине бесценно.
P. S.: Тем же, кто как и я, ожидал от нового лонгплэя N.E. нечто большее, чем просто очередной хороший альбом "для коллекции", предлагаю послушать / скачать во FLAC 2016" ремастер дебюта "Infiziert" (2009).
Оценка: 7 КОТов
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
В закромах "Kuhnya Records": как писалась "Utopia."
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
<<=================================================>>
Комментариев нет :
Отправить комментарий