четверг, 1 марта 2018 г.

КСЕНИЯ АТ - Песенки Севера (2018) [Без оценки!]

Ксения Ат - Песенки Севера (2018)
"А деревянный крест они молча прокляли, пока не пришла буря с севера, не вырвала его и не повергла ниц. Урну она в своем бешенстве тоже хотела разбить, но бог не позволил этого; камень не всегда справедлив, а этот был не более жесток, чем человеческое сердце".

Густав Майринк - "Урна в Ст. Гингольфе"


"Горит восток зарёю новой"... Возвещая нам о долгожданном окончании Календарной Зимы и первом релизе вялотекущего года. Зов Новой Гипербореи обдаёт ледяным дыханием Русского Севера, неся с собой полную чашу отравленных вод. Той самой, неведомой иноземцам Русской Тоски. Так и хочется представить сей дар Северных Богов "альбом грусти русско-азиатских песен Ксении Ат". Одной из Великих Посвящённых в исконные Мистерии Севера и Востока, истовой шаманке и рунопе́вице Русского Эзотерического Подполья.

Это первый её полноформатный альбом. Доселе на бескрайних просторах сети в 2013-2015 г. была опубликована лишь пара условных интернет-синглов, да два EP - "песни Зойке" и "He1m"  предыдущего проекта Ксении "Fraoch".

Обращаю внимание читателей, что "Песенки Севера" достаточно непривычный для блога релиз. Во-первых: это полностью акустический сольный альбом, во-вторых: выполненный в жанре... экспериментального фолка. Причём исполнительница аккомпанирует себе на... гуслях (крыловидных, десятиструнных). Но, поскольку автор ценит, прежде всего, любое искреннее и оригинальное творчество на родном ему языке, излишние сомнения "писать обзор, али неформат?!" его не терзали. Пусть подобные предубеждения не смущают и вас.   

Что же кроется за столь, казалось бы, незамысловатым и по-детски наивным названием? Всё отнюдь не так просто. Да... это, определённо, Тайна, которую мы сейчас лишь слегка приоткроем... 



Рассмотрим альбом потреково:
  1. "Как хоронили мальчика" - хм...что же это? шероховатый этно-индастриал?, или минималистский ритуальный (производства ЗАО ПБ "Ритуал" разумеется) эмбиент?!  Все слова развеются по ветру, ибо пусты и никчёмны. Невыразимое. 
  2. "Северный ветер" - крохотная порывистая зарисовка-интерлюдия. "То ли это старость, то ли это я." 
  3. "Песенка про плохого папу" - тревожно-гнетущая мегамантра. "Идёт похоронная осень, рвёт дитя изнутри". Но так или иначе "Папка скоро устанет, папка тоже умрёт". 
  4. "Это я" - крошечная акапелла-вставка. "Самое сильное слово - это я" 
  5. "Людская жижа" - безумные ведьмовские завывания будто бы тростниковой флейты (раскрою секрет: это обыкновенная блок-флейта "Yamaha") и таинственные камлания шаманицы под бряцанье гуслей. Всё это напоминает некий жутковатый ритуал духовного перевоплощения.
  6. "Ты умерла" - тот случай, когда песня сражает наповал уже с первых же строк и аккордов. Кажется, вселенская круговерть Бытия навеки замерла в этих отречённо повторяющихся строчках: "разомкнутся поезда и исчезнут все слова, ведь ты умерла, ты умерла..." Композиция построена на струнном гусельном "чёсе" и скорбно причитающем, подобно безутешным стенаниям плакальщицы на похоронах, вокале Ксении. Вершина!
  7. "Новая солдатская" - навевает страшные пейзажи очередных "забытых" мест кровопролитных боёв Великой Отечественной. Единственная композиция с акустической гитарой в качестве основного аккомпанемента на фоне несмолкающего военно-полевого рокота. Боевой сиреной воет, утопая в неумолимо наползающем извне гуле, Ксенин голос. "Военную правду никто не поймёт".
  8. "Волчок" - зыбкие томные струнные арпеджио, столь же проникновенный и вкрадчивый вокал. Романс? Возможно. Если бы не крайне патологический текст из серии "жизнь замечательных маньяков". И то и дело прорывающиеся нотки животного безумия в вокале. Прелюбопытно обыграно ставшее расхожим штампом: "человек человеку - волк". Ведь хоть раз попробовав вкус свежей крови, навсегда забудешь тропинку к людям. "И теперь я как волчок".
  9. "Белый свет в моём окне" - гипнотический угрюмо-диссонирующий чёс под крайне навязчивый "мантровый" текст. Интересны перекрёстные наложения голосов Ксении, всё более нарастающие к концу. 
  10. "Пух" - см. предыдущий пункт. Воплощённый шаманизм XXI века. 
  11. "Платьице" - вторая вершина Хребтов Безумия. "Белое платье, старый погост - приезжай ко мне в гости через тысячу, тысячу вёрст". Призывный глас Русской Смерти. В образе красной девицы-невесты. Дикие шаманские камлания, леденящие душу подвывания и месмерическая струнная канитель гуслей погружает слушателя в состояние близкое к трансу. Это что-то трансцендентальное... слова излишни. 
  12. "Волшебная тихая пустошь" - по сути завершаюшее аутро. Коварно умиротворяющий этно-дроун инструментал. Сладко убаюкивающий и манящий прилечь часок-другой, отдохнуть в снегу... Так Белое Безмолвие заботливо стелит последний ночлег для измождённых путников.
  13. "Тихая заводь" - "Postmortem" продолжение предыдущего трека. Инструментальная пьеса для кото, начиная со второй половины ещё и с вокалом. Тонкого дальневосточного колорита добавляет использование традиционной японской пентатоники, тогда как автореминисценция к "Ты Умерла" в тексте, позволяет строить некоторые догадки. 
Ксения Ат - картина "воспоминания"

ИТОГ: Адекватная оценка сакрального культ. наследия - занятие, заранее обречённое на провал, поэтому подойдём к нашей задаче диалектически: рассмотрим релиз сперва рационально, а затем уже в метафизическом ракурсе. 

В первой части хотелось бы, прежде всего, отметить свежий музыкальный подход. Как с точки зрения композиторских навыков (тревожные диссонансы и эмбиент-вкрапления, вокальная и инструментальная полифония), так и с точки зрения звукорежиссуры. Которой практически и не было, со слов самой Ксении: "все писалось на айпад, из эффектов какие-то местные реверы, потом с разными скоростями записывалось на кассету и обратно. Потом опять на кассету". Зачастую даже музыкально подкованного слушателя мучит вопрос: "каким же странным инструментом, прибором издаётся тот или иной звук?" В данном случае, так же как и в глухих донжонах Black Metal и Dark Ambient, лоуфай-эстетика напрямую влияет на глубину погружения в общую мистическую атмосферу альбома. Затягивая с зыбкой поверхности прямиком в марианские бездны звука. Подчёркивая и контрастно оттеняя необходимые полутона и обертоны. 

Обращает внимание использование элементов традиционной восточной музыки с привлечением аутентичных инструментов (японская разновидность цитры - кото, тибетские чаши) с присущим им ладовым строем. А так же характерной для Русского Севера старинной певческой традиции плача-причета в вокале. Всё это в ультрасовременных пост-индустриальных ландшафтах Neofolk и Dark Ambient. 

Отдельной похвалы достоен голос или, правильнее сказать, голоса Ксении. Такой богатой палитры различных тембров, густоты и контрастности вокальных красок редко у кого нынче услышишь. Безотносительно его очевидных достоинств и недостатков (упустим допустимые погрешности и неровности вокала Ксении, ибо в данном случае, они опять же лишь явственнее заостряют эмоциональные грани композиций), безусловно следующее: без ИМЕННО этого голоса картина была бы незавершённой. Это тот последний и самый важный мазок на холсте.

Вербальная компонента не играет существенной роли в подобного рода произведениях, однако зачаровывает размыто-импрессионистская, порой по-детски затейливая поэтика Инобытия с образами вроде "руны белого льда", "чёрная устрица дальнего озера", стекающей по капле в стакан "людской жижи" (сродни "грязеживости студень" А. Витухновской), а то и вовсе пугающе-пародоксальными: "Папка корявой лапой порвал дитя изнутри".

Теперь к Метафизике. В данном акте творения гораздо больше от бессознательного первобытного шаманизма, нежели музыки в её традиционном европейском понимании, как источника эстетических утех людских масс. Это Вечное Возвращение к седым временам пращуров, когда незримая грань между Явью и Навью была стёрта, и явленная волхованиями Посвящённых, Иная Суть вместе с ледяным потом неизбежно проступала пред духовным взором всех присутствующих. Узреть же её современному человеку возможно, лишь сохранив детскую непосредственность и чистоту мировосприятия, либо... попросту потеряв рассудок. Тот, кто обладает визионерским даром, пройдя определённые духовные практики может осознанно выбрать третий путь. Путь шамана. По коему уверенно ступает и наша героиня. Так пожелаем ей удачи, простор открыт! Поистине бескрайний, в отличии от узких тупиковых закоулков надуманных стилей, жанров и прочей суетной тщеты.

Это нечто большее, чем "просто" творчество... это крик отчаяния современного Человечества. Разорвавшего материнскую пуповину, связующую его с Природой и Наследием Предков, втайне оплакивающего свою незавидную долю вечно гонимой чужеродной пылинки в ледяной пустоте равнодушной Вселенной. Тем же, кто ничего так и не понял, остаётся лишь процитировать детские строчки незабвенной Алины Витухновской: "Я пою, но это ничего не значит. / Ведь они называют это песней, / Я называю это плачем". 


Ксения Ат - Фрязино, пустырь

<<(*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*)>>


<<(*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*"*)>>

Ксения Ат в Сети:

Ксения Ат в Карелии

<<<|~{:::::~*~:::::}:::::~*~:::::{:::(((*))):::}:::::~*~:::::{:::::~*~:::::}~|>>>
<<<|~{:::::~*~:::::}:::::~*~:::::{:::(((*))):::}:::::~*~:::::{:::::~*~:::::}~|>>>


Комментариев нет :

Отправить комментарий