четверг, 10 октября 2019 г.

Александр Соловей и Виталий Новгородов ("Паническая Атака"): "Человек должен меняться, сохраняя какой-то стержень..." [юбилейное интервью, 9.08.2019]


Данное интервью было взято автором блога у Александра Соловья (вокал, гитара) и Виталия Новгородова (бас, бэк-вокал) 9.08.2019, на следующий день после московского концерта, приуроченного к 10-летию группы. Успешно прошедшего в культовом столичном клубе "Джао Да" 8.08.2019. [полное HD-видео этого выступления можно посмотреть в ВИДЕО-ПРИЛОЖЕНИИ внизу страницы]. 

Предыдущее эксклюзивное авторское интервью, от декабря 2016 г. с отцами-основателями группы Александром Соловьём и Дэном Людоедовым можно прочесть здесь.

! Редакция блога выражает безграничную признательность Валерии Синеоковой за нелёгкий и кропотливый труд по расшифровке аудиозаписи этого интервью.   

!! Отдельное спасибо Виктору Любимову ("Цементный Сад") за любезно предоставленные видео c выступления группы на фестивале "Винтовка-Фест", СПб, 10.09.2019. 



Dict. – автор блога;

гр. "Паническая Атака": 

Александр – Александр Соловей (голос, гитара, тексты); 

Виталий – Виталий Новгородов (бас, бэк-вокал, тексты).

С Александром Соловьём и Виталием Новгородовым на Чистых Прудах в Москве. 
_____________________________________________________________

Dict.: Приветствую в Москве!

Александр: И мы приветствуем тебя! J

Dict.: Да, давно не виделись, кстати. Давно мы вас ждали здесь, и хотелось бы узнать, как ваши впечатления от прошедшего юбилейного концерта и московской публики? И второй вопрос: каково было играть с таким профи, как Лабыч?

Александр: Комфортное. Очень хорошее впечатление о концерте, и звук хороший. И с Лабычем играть одно удовольствие, он профессионал.

Виталий: Лабыч сразу же на репетиции просто поразил. Не то что поразил, а я смотрю, человек разобрал, и говорит так ещё: «Я там не успел половину песен послушать, разобрать», а он реально разобрал. Просто сразу!


Dict.:  На ходу то есть?

Александр:  Ну не на ходу, он подготовленный был.

Виталий:  Он подготовленный был. Знаешь, даже то, что он не разобрал, было всё равно достаточно чётко. Ну а впечатления — отожгли весело, попрыгали, побесились. Честно говоря, я не помню, когда я последний раз так потел. В Москве всегда так.

Dict.:  К тому же в "Камчатке", я думаю, не попрыгаешь так, как у нас.

Виталий: Ну видишь, если было бы больше народу — было бы меньше места.

Dict.:  Ну да, свои плюсы есть.

Виталий: Я специально попросил у оператора шнурок подлиннее. Он мне сначала дал шнурок короткий, и я смотрю, мне даже к микрофону нормально не дотянуться: если резко дёрнуть, то комбик упадёт. И он мне выдал другой шнурок, чтобы я смог спокойно в зал выходить.


Dict.: Товарищ Шляппер этого коснулся, говорит: «Как? Это же басист! Вообще, что он делает в зале?» Я говорю: «Да он всегда так». Следующий вопрос: в чём основные, на ваш взгляд, различия между питерской андеграундной сценой и московской? И что общего? Есть ли какие-то преимущества у вас в Питере? Из окна в Европу не слишком задувает Ветром Свободы?

Александр:  Я не знаю в Питере андеграундной сцены…

Dict.:  У меня тоже большие сомнения. Но вам виднее всё-таки.

Александр:  Кроме Я-Хи, который, собственно говоря, переключился на другой проект, который по своей сути не совсем Андеграунд. Когда был "Я-Ха и Уроды", это было что-то из "нашенской оперы". А "Oleum" его — это другого плана проект, его трудно назвать Андеграундом.

Dict.: Я бы его охарактеризовал как фьюжн, какой-то лаунж такой "приджазованный".

Виталий:  Типа того, да.

Dict.:  Такая облегченная музычка.

Александр: (задумавшись) Трудно сказать…. не знаю я, что в Петербурге из Андеграунда осталось… Вот Витя Любимов.

Dict.: Это кто?

Александр: Виктор Любимов, у него группа "Цементный сад", но он почти ничего ещё не записал.

Dict.:  Я видел афиши, вы в "Камчатке" с ним выступали.

Александр:  Если всё-таки ему удастся свои песни записать как-то, чтобы можно было послушать их в студийной записи, вот это будет интересно.

Dict.: Он тоже, я так понимаю, олдовый такой дядя? Примерно вашего возраста?

Александр:  Нуу, возраст… Я не знаю.

Виталий:  Не, постарше. Я ему как-то на басу подыгрывал, было дело. Он нас пригласил на концерт, там какие-то панки ещё были непонятные. Которых мы уже не видели давно.  

Dict.: (посмеиваясь) Ирокезные.

Виталий:  Ирокезные, да, ну такие классические.

Александр:  Было "Никого Нет Дома", но они куда-то пропали.

Dict.: Ну это… "пост-панк для девочек". Резиденты "Ионотеки"...

Виталий: Ну они рассорились.

Александр:  "МашнинБэнд" ещё, но это уже…

Dict.:динозавры такие.

Виталий: Ну так-то на самом деле по поводу Андеграунда / не Андеграунда — просто показательно, когда на реп. точку ты приходишь и слышишь, что играют. А играют какой-нибудь металл, играют…

Dict.:  Беззубый "рочок". "Nickelback", MTVшные группы…

Виталий:  Даже не знаю, вот помню, в начале нулевых заходишь… У нас просто была своя реп. точка которую мы сдавали. Сами там работали, не то, что работали, это же было начало нулевых, нам по 20 с копейками лет, мы там бухали сидели. Сдавали эту точку. Ночами там ночевали, и слушали группы, которые туда приходили. Ребята пытались играть фанк, ска и как-то всё так было весело достаточно. А сейчас реально куда бы на точку не приходишь, а там: "Кхрр!! Ты-ды-ды-дыщ!! Ррр!"

Dict.:  В Москве то же самое, я могу сказать. Абсолютно.

Александр:  В Москве мне нравится "Ожог" группа.

Виталий: В Москве всё-таки тот же "Формейшн" существует. А в Питере слушал одно время как-то "Ожог"..

Dict.:  В Москве сплочённее вся эта тусовка.

Виталий: …потом приехал, в Москве воткнул, и мне так зашло. И все вот эти дни ехал и слушал.

Dict.: С нашим антуражем московским, со всеми этими координатами, отсылками московскими в текстах…

Александр:  "Torch Project" тоже понравился.

Виталий: Да, кстати, зацепил! Я специально особо не слушал, так запустил, чтобы иметь представление, что это такое. Запустил, послушал, думаю, не, на концерте заценю. И звук офигенный, все слова даже понятны.

Dict.: Да, звукачу, конечно, спасибо большое.


Виталий: А свободы у нас тоже нет. Какая там свобода? Так же винтят на улице людей…

Dict.: (огорченно) А преимуществ никаких по сути из-за того, что близко к Европе?

Виталий: Ну можно съездить в Финляндию и купить там что-нибудь, санкционных продуктов.

Александр: В Финляндию, в Эстонию. Имеется ввиду не только с музыкой связанное?

Виталий: Про "Ветер свободы"?

Dict.:  Пожалуй, что не только.

Александр:  Не знаю… для меня внутренняя свобода важна, пока ещё она есть, поэтому я себя чувствую достаточно свободным человеком. Географическое положение не влияет на это. Оно и тут и здесь интересно. Мне всё интересно и в Москве, и в Петербурге, и если отъехать от Москвы и Петербурга, тоже всё интересно.

Dict.:  Чем дальше, тем интереснее.

Виталий:  Чем дальше, тем интереснее тебе, а народу — меньше.

Dict.:  Да, факт.

Виталий: Организуя концерт где-нибудь в Барнауле, по-моему, придёт народ, хотя не факт.

Александр:  Культурная составляющая и там и здесь присутствует.

Виталий: Культурное наследие, так сказать. Хотя, конечно, питерская культура мне всегда была ближе.

Dict.:  Предвзятое мнение коренного петербуржца!

Виталий: Просто я фанат Достоевского. Саша в том интервью, я как раз перечитывал то интервью перед отъездом... Саша там про Достоевского как раз говорил, "Бесов" перечитывал. А я сижу и думаю, какая жизнь была Фёдору Михайловичу…

Dict.: Не отвлекаемся! По литературе вопросы тоже будут. А нет, не по литературе, пардон, по кино будут. Следующее. Не было ли каких-то курьёзных случаев, связанных с названием группы? Ведь как корабль назовёшь… Ваш корабль успешно плывёт вот уже 11-й год, т.е., как показала проверка временем, подобное клиническое название вас отнюдь не тяготит, а, наоборот, приносит удачу.

Александр:  Случаи, связанные с названием, только те, что…

Виталий: Вконтакте! Я тоже вспомнил. Когда хэштеги появились…

Александр: Частенько выкладывают рекламу всяких клиник, способов бороться с паническими атаками, причём люди не удосуживаются ознакомиться с сутью страницы.

Dict.: Моей небезызвестной питерской подруге Ярине (прим. - "Neutrale Erde") повезло гораздо меньше, потому что "Ярина" — это известные противозачаточные таблетки, и Гугл первым делом выдаёт в поиске эти препараты. Все девчонки в теме, короче.

Александр: Надо просто набирать "группа «Паническая Атака", а не просто "паническая атака". Если набрать в поисковике "телевизор", он тоже будет выдавать магазины с телевизорами, а не сайт с Борзыкиным.

Dict.:  То есть в жизни случаев таких не было, чтобы кто-то докапывался?

Александр: Не помню. Название придумано было не то что в спешке, но думали-думали, ну давай, пускай такое.

Dict.: Так оно прижилось уже?

Александр: Оно прижилось и пускай будет.

Dict.: И оказалось вполне счастливым. Такой вопрос: когда мы наконец-то услышим во всех маршрутках и междугородних автобусах хит "Водитель автобуса"? Саш, если можно, расскажи эту историю, пожалуйста.

Александр:  История такая: играли в клубе "Камчатка" концерт, в том числе там была песня "Водитель трамвая". Подошёл к нам после концерта какой-то мужчина, такой уже возрастной, и говорит: "Очень крутая песня, спасибо! А вот я — водитель автобуса, не напишите ли вы песню про водителя автобуса?". Когда мы с Дэном обсудили этот момент, он сказал "Да запросто!", и через несколько дней выдал текст. На самом деле была мысль его записать к альбому, и мы даже на реп. точке записали живьём: гитара, бас и губная гармошка (когда мы записывали "Чудо-дерево"). Он есть в архиве, но скорее всего это не та песня, которая для альбома, наверное, она в каком-нибудь сборнике раритетов будет и всё.

Виталий:  Ну не знаю, можно подумать ещё над ней. Получилось, что стали её играть, мелодия какая-то была вроде, но что-то как-то не пошло, и потом вдруг это перекрыло — Саша просто там один аккорд Am, ля-минор зажал, и вот всё на одном аккорде, и там бас такой "тум-тум-тум-тум". Просто если её на самом деле записать в каком-то духе ранних альбомов, добавить каких-нибудь индустриальных штучек... Мне хотелось именно так записать: там есть перекличка с водителем трамвая – что где-то там на кольце по тексту, у меня была мысль этот звук, когда трамвай поворачивает (в Москве, наверное, таких звуков трамвай не издаёт), на повороте он скрипит…

Dict.:  Ага, я понял.

Виталий:  Такой индустриальный звук, вот хотелось его записать, и в этот момент, в эту строчку вставить. Такая идея. Поэтому я не знаю, может, ещё подумать надо, да?

Александр:  Может быть, подумаем. Ну пока пробная версия, которую мы записали, не впечатлила.

Dict.:  Кстати, жалоб и нареканий на ваши тексты за излишнюю чернушность и слишком едкий сарказм от населения не было? От людей без чувства юмора или старшего поколения?

Александр:  Ну было такое, что приводили приятели своих знакомых, говорили, что хорошая группа. А потом в беседе после концерта эти приятели говорили, что охота вены вскрыть после таких песен. Но это редкий случай. Ну тут же вопрос такой… Нет же элемента втюхивания, поэтому хочешь — слушай, не хочешь — не слушай. Можно и "Агату Кристи" в чернушности обвинить, и Дэвида Линча, и Достоевского, и даже Сологуба. Другое дело, если бы мы на каждом переулке это всё втюхивали и говорили "Слушайте, это отличная группа!"…

Виталий: (иронично)  Лиричные тексты!

Dict.: (с сарказмом)  Тонкая лирика.

Александр:  Так и есть — это специальные песни.

Dict.:  Для специальных людей.

Александр:  Для тех, кому это нравится или интересно.

Виталий: (оживлённо)  Просто люди без нормального чувства юмора, которые не могут посмеяться над кровью, какашками и прочим, это, по-моему, вообще отстой!

Александр: Знаю нескольких людей, которые очень прям серьёзно восприняли песню «Кровь на черепах». Одноклассница из Выборга весь свой офис приучила к этой песне, и говорит, что она такая прям брутальная.

Dict.: (с усмешкой)  Подпевали всем офисом. На корпоративе.

Виталий:  Она у меня почему-то всегда с "Сектором Газа" ассоциируется.

Dict.: Да, да, есть такое.


Александр:  А она же смешная, эта песня. Но некоторые так не восприняли, ну у всех своё восприятие.

Dict.:  Весьма неожиданным для меня был ваш стремительный бросок в омут социальщины и смелый шаг влево на «Хохоте». Что это, разовый марш-бросок или будете и далее планомерно гнуть свою красную линию? Ведь накаляющаяся социальная ситуация в стране никак не способствует затворению в своей отшельнической раковинке…


Александр:  Нет, тут такая ситуация была… Мы делали её в 2017-м году, концерт к столетию революции. Изначальная идея была (Виталий придумал) сделать концерт-три поколения: 80-е, 90-е и нулевые. 80-е предложить Олегу Манагеру, "Родина", 90-е — это "Банда Четырёх", и нулевые — мы. Амбициозно. Но повода не было. Потом пришли такие мысли, что вот повод-то — 17-й год, столетие революции, давайте это сделаем. От Олега сразу было добро на это дело, он даже с энтузиазмом подхватил. А от "Банды Четырёх" мы с Константином Мишиным разговаривали…. Хотя слушал, знал бы я раньше группу "Ожог" хорошо...

Dict.:  Позвали бы вместо…

Александр: …потому что "Ожог" мне очень импонирует, но я просто плохо их знал на тот момент, и буквально недавно с ними познакомился, года полтора их слушаю.

Dict.:  С моей подачи в том числе.

Александр:  Ну что-то не сложилось, и Олег там перехватил инициативу в свои руки, другую немножко концепцию придумал — сто лет революции, сто лет одиночества.

Виталий:  Внесли своего и организаторы в итоге.

Александр:  В итоге "Электрических Партизан" (прим. - пригласили). И организатор к тому же... Там уже всё по-своему они сделали, не в том контексте, что задумывался изначально. Программу мы стали делать, так как сто лет революции, надо же что-нибудь революционное, а у нас такого ничего особо и нет, поэтому решили взять "Как родная меня мать…", потом Виталий подогнал, и пошли вот эти вот "Хохот", "Истина — Ложь!"…

Dict.:  "Как родная меня мать…" — это на стихи Демьяна Бедного?

Александр:  Да, это народная песня на его стихи.

Dict.:  Понял. А вы специально копались в каких-то "недрах", искали?

Александр:  Нет, ну тексты несложно найти, а вообще это первая мелодия, которую я на гитаре учился играть в принципе. Я её подобрал в 10 лет, поэтому она пришла в голову, вот мы её и разучили.

Виталий:  Недавно в песеннике сборника песен революционных (с нотами, с аккордами), сидел, играл и вдруг — опа! — эта песня попалась. Мы текст, правда, немножко сократили, куплета на три-четыре.

Александр:  Больше. Лишние они.

Dict.:  Есть же различные вариации в сборниках 20-30-х годов.

Виталий: То, что я нашёл, там именно такой же текст, как и у нас, только три-четыре куплета выкинул, потому что одно и то же, повтор получается.

Dict.: Оригинальный автор — Демьян Бедный, а были ещё какие-то переработки.

Александр:  Может быть, были. В общем, обросла концепция нашего выступления вот этими песнями, раз уж они были отрепетированы. Вот это в альбом потом и вылилось. Просто мы хотели изначально больше песен включить.

Dict.:  По сути такая единоразовая была акция? Или такие ещё будут, социально активные?

Александр:  Так она не то, что была акция…

Виталий:  Зависит от того, как Дэн ещё… будет он тексты какие-то писать, не будет… Как качнётся — непонятно, в какую сторону. Если будут, например, мои тексты использовать, а у меня в "политику" постоянно, начиная с 99-го года, с песни "Винтовка". Вчера её играли, она была включена в программу "Столетие Революции".

Александр:  Я могу тебе сказать, что у нас есть песни для следующего альбома, который у нас ещё в зачаточном состоянии, но материал есть.

Виталий:   Вчера немного из него играли в первый раз.

Александр:  Рабочее название "Русский антишансон". Там не будет на эту тему песен.

Dict.: (с сарказмом)  Там будет шансон? Сыграете нам Михаила Круга, "Бутырку"?…

Александр:  Там будет АНТИшансон. Очень красивое название, по-моему. Ну может быть, оно и не так будет называться, но это не будет в красный цвет окрашено.

Виталий: (мечтательно) А если "В полицейском государстве" включим…

Dict.:  Тоже эксперименты очередные?

Виталий:  Позицию мы высказали свою, она всегда была такая левацкая, красная.

Dict.:  Но как бы на этом замыкаться вы не собираетесь?

Виталий:  Конечно!

Dict.: Не собираетесь ли переиздать, пересвести, может быть даже частично перезаписать ранние альбомы до 2014? До "После конца"? Ведь, несмотря на все недочёты там были осуществлены очень любопытные и удачные эксперименты с индастриалом.


Александр:  Пересводить уже нечего, потому что я думаю, дорожек этих исходников не осталось. Поэтому как переиграть? Или в смысле напечатать на дисках?

Dict.:  А только в MP3 вообще уцелело сейчас?

Александр: Не, у меня-то они лежат. То есть в своё время, когда мы их записывали, я их на CD-R печатал с обложками, просто уже закончились все экземпляры. При желании-то можно ещё, просто желания такого особо нет. Всё это имеется. Почему нет? Я-то хорошо отношусь. Хотелось их лучше сделать, и из того, что хотелось сделать лучше, мы сделали "Концентрат подлинного искусства", а всё остальное, оно и так устраивало. Либо то, что не устроило, так оно и в этих альбомах есть, например, песня "Тоска" мне нравится, но она там нормально звучит.


Dict.:  "Морская", по-моему, на тех альбомах присутствует.

Александр:  "Морскую»" мы записали.

Виталий:  Перезаписали.

Dict.:  А, да. По сути, всё лучшее, что там было, оно в "Концентрате" перезаписано?

Виталий: Когда делали посты в интернете с этой историей, я там подсчитал, что больше всего песен из "Покинутого", это мой любимый альбом.

Dict.:  Да, мне тоже, кстати, очень нравится!



Виталий:  И когда мы делали посты к 10-летию, про каждый альбом писали, вспоминали, я подсчитал, что где-то одна треть из альбома "Покинутое" в итоге на "Концентрате".

Dict.:  То есть отношение положительное, но особого желания заниматься этим нет?

Александр: Нет, пересводить-то нечего. Я вообще не сторонник возвращаться к материалу, и его заново усовершенствовать как-то. Вот эти вот все… Взять любимые мои группы, пускай "Рамоунз", пускай даже "Оборона" — вот эти вот все переиздания с бонусами — мне это не близко, я в аутентичном старом варианте слушаю, и меня устраивает, я к этому привык. А бонусы, они, наоборот, ломают восприятие всё.

Dict.:  Концепт авторский.

Александр: Я смотрю даже сейчас — "Группа крови" на трёхдисковом издании вышла с какими-то черновыми записями.

Dict.: (язвительно) Акустика на кухне.

Александр: Я думаю, кому-то, может, и интересно…

Виталий:  Фанатам интересно, мне лет двадцать назад было бы безумно интересно. Когда «Мороз» начал выпускать то же "КИНО" с бонусами и черновыми записями, концертными, меня "морозовская" коллекция больше всего "втыкала". Бывало даже, что я слушал только эти бонусы.

Александр:  Ну то есть в смысле оно же никуда не пропало, оно и так есть. Напечатать на дисках? Ну я не знаю… Потребителей дисков-то всё меньше и меньше остаётся. Ко мне обращались некоторые люди,  которым нужно было именно на дисках, они просили, я для них допечатывал.

Dict.:  То есть по личному запросу?

Александр:  Да, по личному запросу, да, тогда делал на CD-R.

Dict.:  Всегда было интересна ваша работа со звуком, при том, что живьём вы используете минимум примочек, вам удаётся добиваться очень мощного и насыщенного звучания, не теряя известной гаражной сырости. Как в студии, так и на сцене. Как это удаётся и как вообще происходит поиск нового звука – "методом тыка" или путем кропотливых осознанных экспериментов?

Александр:  Не то что "методом тыка", но вот зазвучало, понравилось — всё, вот так и будем. Вот когда писали мы "Эбола" альбом на других примочках, но когда я знал, например, что еду писать песню "Рыба" или ещё какие-то, я специально брал свои примочки, потому что мне нужно было воспроизвести тот скрипучий звук на своей примочке, которую использовали на концерте Bossовский "Metal Zone".

Dict.: Я помню, Виталий два года назад рассказывал, что у тебя одна только педалька. Перегруз какой-то.

Виталий: Педалька вообще с большой историей. Этой педаль гитариста группы "Естественный отбор", который, уезжая в Германию в 2003 году, когда группа развалилась, оставил её нашему другу, с которым мы писали не так давно "Чудо-дерево". А когда что-то мы с Сашей записывали, не помню, что, я стрельнул эту примочку "на пару дней"; как и бас, я в своё время стрельнул, и он у меня осел, так и примочку.
Та самая, легендарная примочка в руках Александра Соловья. 

Dict.:  На десять лет примочку стрельнул!

Виталий:  Ну Денису она не нужна, товарищу моему. Так что примочка да, с такой историей... Начиная с 2001 года она ведёт свою историю в различных коллективах, уже много лет, почти двадцать.

Dict.: Есть ли у участников группы (как раз в продолжение этого вопроса предыдущего по поводу "Естественного отбора") какие-то сайд-проекты и планы по их полноценной реализации – записи альбомов, концерты? Вопрос, прежде всего, к Виталию.

Виталий: Да что-то времени ни на что не хватает на самом деле. Я завёл группу "ВКонтакте" "Естественный отбор", и куча идей было по наполнению. Я видел это в формате небольших историй о том, что было, что происходило в 99-м, в начале нулевых, о концертах проходивших.


Dict.:  Получалось интересно, фотки такие весьма атмосферные.

Виталий:  К сожалению, очень мало всего сохранилось, в этом-то и беда. Получилось так, что хорошо отражён самый ранний этап творчества. У нас друзья учились в Институте кино и телевидении: на операторов, на звукорежиссёров, те, кто на операторов, они видюхи снимали. Вот ранний этап запечатлён, а более поздний — вообще ничего, а поздний-то как раз интересен наиболее! Да, была такая идея — раскрутить, текстики написать интересные, но времени не хватает. Иногда сяду, в электричке еду домой с работы, что-то начну писать. Причём я много достаточно понаписал, но это всё осталось в телефоне, а он сломался, и это исчезло.

Dict.: В группе "Естественный отбор" было буквально два-три поста. Интересно, конечно, но…

Виталий:  Не знаю, может быть, я вернусь к этому. А так были мысли… Группе "Паническая Атака" в этом году 10 лет, а "Естественному отбору" — 20 лет, мы первый концерт отыграли осенью 99-го года. Гитарист сейчас часто в Питер приезжает, была мысль собраться, замутить концерт и с "Панической Атакой" где-то выступить. Но как-то это всё не срослось. То есть, в принципе, при желании можно было. На мой День рождения пару лет назад играли сет.


Александр:  С того момента и пошло внедрение песен в концертный репертуар.

Dict.:  Внедрение песен "Естественного отбора" в репертуар "Панической Атаки"?

Виталий:  Я просто думаю, чтобы в Питере (буквально только что обсудили) на мой День рождения в пятницу 13 декабря сделать концерт в «Камчатке», но что там будет… В электричестве сейчас там нельзя играть, поэтому посмотрим, может, сделаем акустический, и там как раз "Естественного отбора" какие-то композиции вспомню старые.

Dict.: (саркастично) Анплагт.

Виталий: Вчера, кстати, Лабычу рассказывал, что когда оцифрованные видео наши пытался выложить "ВКонтакте", увидел эту песню "Агрессия"; я тебе текст, по-моему, скидывал, и мы прикалывались, что там строчки, будто цитаты из Сантима.

Dict.: Там гармония такая, как будто в песне "Банде Четырёх" какой-то. Четыре аккорда!

Виталий:  Да, гармония такая. Буквально, да, четыре аккорда.

Александр: Это старые песни, в концерт которые входят. Те, которые новые Виталий написал…

Виталий:  Они уже — "Паническая Атака".

Dict.: То есть "Естественный отбор" реализуется в "Панической Атаке" в настоящее время?

Александр: Мы играем на концертах. Но те песни, которые не относились к "Естественному отбору", но сочинены Виталием, они уже — "Паническая Атака". Мне всегда, например, интересны были группы, где не один вокалист и автор: "Аукцыон", "НОМ" и "Коммунизм". То есть где не привязано к одному голосу. Главное, чтобы все свои были при этом.

Dict.: (огорченно) А так получается, что с "Естественным отбором" не планируется каких-то реюнионов?

Виталий:  Ну тяжело, видишь, собраться. Гитарист в Германию свалил. Мы пытались привлечь барабанщика "Естественного отбора" к репетициям, он даже вроде загорелся. Всё, говорит, давайте. Назначили дату, а он буквально с утра в день репетиции пишет, что не получается. В итоге потом уже другие вопросы возникали, и что-то мы не вернулись к этой идее, хотя человек загорелся.

Dict.:  Саша, а у тебя какие-то сайд-проекты есть?

Александр:  Да мне хватает пока "Панической Атаки" в принципе до сих пор. И я считаю, что она ещё до конца не реализована, и в любом случае она довольно-таки широкая, не узколобая, чтобы как-то разграничивать — под этим названием, под этой маркой можно много чего сделать.

Dict.: Тогда переходим к следующему вопросу, в принципе, это продолжение предыдущего. Расскажите, пожалуйста, про ваше сотрудничество с электронным проектом "Nigredo Project". Предполагаются ли совместные релизы в дальнейшем?


Александр:  Хотелось бы, но не с таким подходом, потому что сначала загорелись, а потом при прослушивании… Ну это надо делать всё получше, покачественнее. То есть альбом делать, например. Для него есть материал. То, что уже записали, надо перезаписать, потому что лично меня качество не устраивает. И сам подход.

Виталий:  Не, ну писалось-то "с воздуха", поэтому так…

Dict.: Мне, наоборот, очень понравилось. Продолжение "Коммунизма" на более современном уровне.

Виталий:  И мне очень понравилось. Понравился "Диктант".

Dict.: (с чувством) Да, "Диктант" божественный!

Александр: Нет, это интересно было сделать, но нужен другой немножко подход, более…

Dict.:  Профессиональный?

Александр: Профессиональный, нуу… Тут мы пришли живьём, импровизационно.

Dict.:  То есть на репетиции было сложно [показать себя?]

Александр:  Да, импровизационную составляющую можно оставить, и нужно даже в данном контексте, но писать надо поканально всё-таки, чтобы хоть что-то потом сделать с этим. А так был хороший зумовский микрофон, но он всё берёт.

Dict.:  Все шумы посторонние ненужные?

Виталий:  Ну самое забавное, что ребята так вообще пишутся постоянно.

Dict.:  Участники "Nigredo", да?

Виталий: Да. Их двое всего. Один из них — мой старый товарищ, который нам примочку-то и одолжил.

Dict.:  То есть он отошёл от гитарной музыки?

Александр: Я недавно встретил одного участника в метро, и мы договорились, что было бы не худо продолжить, они тоже "за". Он сказал, что они прикупили аппаратуру, и что можно поканально писать.

Dict.:  На более серьёзном уже уровне.

Александр:  Поэтому можно, да.

Dict.:  То есть в дальнейшем есть вариант, что продолжите ещё?

Виталий:  Да, я думаю, что в дальнейшем продолжим ещё. Они-то, в отличие от нас, репетирую каждые выходные. Поэтому их поднапрячь, встретиться, что-то покричать всегда можно.

Dict.: Если на момент первого интервью мне казалось, что у группы два явных лидера – Дэн и Саша, то теперь мне кажется что у вас в группе Коммунизм – от каждого по способностям, а все решения принимаются коллективно. Так ли это?

Александр: Я не знаю даже.

Виталий: Я тоже что-то как-то подзавис.

Dict.:  Долгая пауза такая…

Виталий: Не, ну а что, какие решения там… Есть текст, есть какая-то мелодия… Ну вот сейчас, например, споры-не споры, я не знаю, как это назвать: я текст принёс Саше, у него гармония есть, но мне совсем не нравится, как этот текст звучит, потому что у меня видение: какой-то панк, совсем прямой, типа "Последних Танков В Париже", в общем-то, наслушавшись "Последних Танков В Париже", и текст родился. У Саши гармония была, на которую текста нет… Может, ещё разок сыграем, и мне понравится. Мне не нравится, что там нет припева, как такового, не акцентировано это.

Dict.:  Ну так, в принципе, к консенсусу как-то приходите, к компромиссу?

Александр:  Приходим. Главное, чтобы всем всё нравилось.

Виталий:  Ну как-то особых споров никогда и нет. Есть гармония, есть текст, есть партии.

Александр:  У меня-то всё всегда отходит от мелодии, от музыки, от каких-то ходов, от аранжировки. Ну вот я так всегда вижу.


Dict.:  Т. е. вначале музыка рождается, а потому уже всё остальное?

Александр:  У меня — да. Либо оно как-то одновременно — строчка придёт, и тут же, когда понимаешь, о чём это, тогда можно доработать.

Виталий: Забавно с одной из последних песен получилось. Саша услышал на инструктаже по охране труда слово "сосулеобразование". Придумай, говорит, что-нибудь со словом "сосулеобразование"! Ну на крышах сосульки.

Dict.: (с иронией) Можно их лазером сбивать по словам Матвиенки! J

Виталий:  И вот мы вдвоём… Я написал четверостишье, Саня одобрил всё. В какой-то момент пишет мне "Вот ещё куплет", и буквально, пока я ехал домой, написали песню вдвоём за полчаса с перерывом, получилось, в месяц.

Александр:  Ну и на синтезаторе дома я её…

Виталий:  А потом, да, на синтезаторе её забахал.

Александр:  Наверное, тоже мы её сделаем, потому что она интересная.

Виталий:  Ну вот она как раз концептуальна, она и к "Водителю автобуса" полезет, потому что она тоже такая… Словом, прекрасное сосулеобразование. Злокачественное сосулеобразование.

Dict.:  Вдохновляющее название! Нет ли желания потурить по стране, если позовут? В какие города нашей необъятной Родины, прежде всего, съездили бы и почему?

Александр:  Так ведь не зовут. Если б позвали, вполне себе можно.

Dict.: (удивлённо) Неужели ни разу за 10 лет не было предложений, помимо Москвы, окрестностей?

Александр:  Да и в Москву мы приехали, собственно говоря…

Виталий:  В Москву мы приехали погулять…

Александр: Тут всё приурочили к концерту. А так не только ради концерта — приехали посетить культурные места. С твоей же подачи весь этот концерт сделали. А так специально ехать за свои средства куда-то, чтоб сыграть концерт и уехать, — такого нет. Куда угодно мы съездим, хоть в Чернобыль, если б позвали бы.  Секунду.


[Здесь, из-за зазвонившего у Александра телефона следует вынужденная пауза в аудиозаписи, и она возобновляется примерно с середины следующего вопроса]

Dict.: Как считаете, за прошедшую декаду группа претерпела некую эволюцию или то было бесконечное движение по спирали случайных проб, ошибок и мимолетных озарений? Ощущаете ли сами некий прогресс и достигли ли каких-то своих изначальных целей?

Александр: …больше альбомы студийные. Да, я ощущаю не то чтобы рост… Ну и рост, и изменения какие-то. Человек же должен меняться, сохраняя какой-то стержень. Не то, что человек — и человек, и коллектив, он интересен, когда есть определённые изменения.

Виталий:  Изменения, движение, конечно.

Александр: Если у всего бывают исключения, "Ramones", например, у них все альбомы одинаковые…

Dict.: (ёрнически) Как один.

Александр: …можно сделать сборник лучших вещей, и это будет как альбом. Ну может я утрирую, это не совсем так, конечно.

Dict.: Следующий вопрос. Как считаете, сложилась ли за всё это время, за прошедшее десятилетие у группы своя преданная аудитория? Какими качествами должен обладать потенциальный слушатель для понимания вашего творчества? Спрашиваю, потому что, как показывает практика, далеко не всем по зубам ваше чувство чёрного юмора, непричёсанное и брутальное звучание… добавим к этому постоянные эксперименты со звуком и жанрами на каждом альбоме.

Александр:  Качества? Юмор, наверное.


Виталий:  Да, тоже так считаю, мы уже об этом сказали.

Александр:  И потом, не хотелось бы говорить: "Чтобы это нравилось, надо определённую базу под собой иметь, в плане начитанности, наслышанности…"

Dict.: (подсказывая)  Интеллектуальное развитие.

Александр: "Для того, чтобы это оценить, надо прочитать или послушать то-то и то-то" — так бы не хотелось думать.

Dict.: (иронически) Полное собрание сочинений Достоевского, например.

Александр: Возможно, но скорее всего, те, кому это нравится, они уже в этом во всём вращаются.

Dict.: "Кому надо, тот услышит!", как Янка говорила.

Александр:  Да, кому надо, — услышит. Есть люди, которые слушают десять лет, которым интересно это всё. Ну такого, чтобы слушали, например, Алёну Апину, а тут — бах! —и "Паническую Атаку", такого нет.

Виталий:  Ну в основном, это люди, кто так постоянно ходит на концерты, тоже, кстати, сами музыканты… Люди, которые слушают панк-рок (ну не знаю, там не панк-рок, а "Сибирский Панк"). Мы на "Коммунизм" на концерт приходим, там встречаем людей, которые к нам приходят на концерты.

Dict.:  Как раз следующий вопрос про сибирский панк, точнее, не про него, а от него переходящий к зарубежным исполнителям. Каверы "Сибирского панка" — это, конечно, замечательно, но вы за 10 лет так набили на них руку, не чувствуете ли в себе сил замахнуться на кого-то из любимых западных исполнителей?

Александр:  Каверы… Да мы их как-то специально не играем.


Dict.:  Нет, ну как раз переходя от сибирского панка, то есть за прошедшее десятилетие было немало каверов на тот же "Коммунизм"…

Александр:  Да они случайно, такого нет, чтобы кавер сыграть…

Dict.:  Нет ли желания замахнуться на кого-то из… "Stooges", "Ramones"?

Александр: Нет, это можно, просто, когда с таким русским акцентом поют на английском языке, это не воспринимается всерьёз. Да и вообще к каверам я… Песни петь я люблю чужие, или там у костра под гитарку — это одно дело, а выдавать это за свой продукт…

Виталий:  Опять-таки под настроение. Знаешь, записали "Сталевара" и вспомнили, как играли когда-то на лайве "Весну на Заречной улице", которая, собственно говоря, со "Сталеваром" пересекается, и вот на концерте решили исполнить. Тоже просто под настроение вспомнить эту песенку.

Александр: С каверами зовут-приглашают на концерты. Вот, например, "Винтовка" — это праздник" в сентябре будет. Несколько предложений поступило выступить, но там надо играть понятно, чьи песни.

Dict.:  Исключительно чужие?

Александр:  Нет, сказали, можете и свои, но половина песен точно должна быть чужая.

Виталий:  Кстати, с Любимовым (прим. - Виктором, гр. "Цементный Сад") прикольно получилось-то, поорали хорошо. Что вы там пели-то Летовского?

Участники "Панической  Атаки" с Виктором Любимовым ("Цементный Сад").

Александр:  Ну спонтанно, и не так, чтобы что-то планировалось.

Виталий:  Ну каверы — это такая вещь, именно что спонтанная.

Dict.:  А на альбомах вообще не планируется, да, записывать какие-либо кавер-версии как наших исполнителей, так и, тем более, зарубежных?

Александр:  Не планируется, но если что-то захочется…

Виталий: Вот "Красноармейская" как бы кавер, да? Просто спонтанно влезала в концепцию. Замечательно влезла.

Dict.:  Кавер советской песни, кавер Демьяна Бедного — известного исполнителя 20-х годов :) Так, следующий вопрос: какие интересные новые молодые и не очень группы вы открыли для себя со времени прошлого интервью в 2016 году? Можно как наши, так и западные, буквально пара-тройка имён.

Виталий: "Ожог", да, Сань?

Александр:  Ну, они не новые, это для нас новые. Ну "Torch Project".

Виталий:  Кстати, да, вот "Torch Project" — то, что до этого не слышали. Я хоть "Ожог" и давно…  Когда вышла книга «Песни в пустоту», как раз я там про многие группы узнал впервые, про тот же "Ожог", и на Торренте закачал её. С Сашей поделился.

Александр: "Мирный Атом" ты давал послушать, мне понравилось. Ещё у Щербакова есть песни интересные.

Dict.: Илья Щербаков? Просто Сергей Щербаков - "Мирного Атома" солист, однофамилец. Илья Щербаков — это вот "Журавли", "Осень" проекты…

Александр:  Да-да. Ну не знаю, честно говоря, я такой анахронизм — я как слушал "The Velvet Underground" и "Joy Division", так и слушаю.

Dict.:  Да, это было в том интервью. Всё повторяется.

Александр:  Очень нравится "Sonic Youth".

Виталий:  И у меня та же самая тема.

Dict.:  А из зарубежных новых кого-то открыли для себя? Необязательно "новых" — именно как молодых исполнителей, а какие-то старые группы, которых вы доселе не слышали? За последние там 2-3 года?

Александр:  Только вот сольники Тёрстона Мура из "Sonic Youth", а так что-то… не приходят в голову, по крайней мере.

Виталий:  Я жду выхода нового альбома "Tool".

Александр: Сейчас у Игги Попа новый альбом выйдет. Предыдущий мне очень понравился — "Post Pop Depression".


Dict.: Про любимых писателей я спрашивал Сашу в прошлом интервью, а теперь поделитесь, пожалуйста, любимыми режиссерами, ну и какое кино, в целом, предпочитаете?

Александр:  Буквально две недели назад сходил на премьеру "Мёртвые не умирают" Джармуша, мне понравилось очень. Соответственно, Джармуш мне, в принципе, очень нравится.

Виталий: У нас с Сашей на самом деле по киновкусам совпадение чуть ли не стопроцентное.

Dict.: (с удивлением) Неожиданно! Я не знал.

Александр:  Потому что это Дэвид Линч, это Балабанов, Джармуш…

Виталий:  Муратова, Кустурица.

Александр: Да, Муратова мне очень нравится, Кустурица. То есть неоригинальные мы. Вот мне ещё понравились фильмы Сигарева, сибирского режиссёра, который "Страна Оз" снимал, "Волчок". Василий Сигарев его зовут. И я ходил в этом году на его спектакль в театре имени Андрея Миронова "Детектор лжи", мне интересно было…

Dict.:  То есть он, получается, и театральный режиссёр одновременно?

Александр:  Ну вот я случайно узнал и пошёл.

Dict.:  В смысле, театральный режиссёр, который стал кинорежиссёром?

Александр:  Я даже не знаю, видел три его фильма.

Dict.:  Он молодой относительно?

Александр:  Ну да. Относительно.

Виталий:  Ещё, например, вот Быкова смотрели "Дурак", "Завод".

Александр:  Ну Быков-то известный товарищ.

Dict.:  Быков, а имя как?

Александр:  Ну фильмы "Дурак", "Завод". Есть у него ещё фильм "Жить".

Dict.:  То есть относительно современные российские, не советские?

Виталий:  Да, современные, вот то, что сейчас выходит. Ну советское кино-то мы тоже, само собой [прим. - не забываем]. Тарковского забыли сказать.

Александр:  Тарковский, Данелия.

Виталий:  Ну здесь, я говорю, у нас с Саней реально такое… [прим. – совпадение вкусов], как может и с книгами, кстати говоря.

Dict.:  Теперь тогда вопрос: какие посещенные в последнее время концерты вам больше всего запомнились и произвели впечатление? Не свои, конечно :)

Виталий:  У меня — "Нашествие". Впервые в жизни.

Dict.:  С момента предыдущего интервью в 16-м году.

Александр: Недавно где же я был... Вот мне понравился "Коммунистический субботник", когда он был? Осенью, наверное?

Dict.:  А это что было?

Александр: Да, осенью прошлого года. Вот был "Коммунизм", а на следующий день там все авторы были. На что мы ещё ходили? Я тут слегка заболел в этом году, немножко выбило меня…

Dict.:  А из зарубежных исполнителей?

Александр:  Давно не был на них, на зарубежных-то… Ну, наверное, если сейчас не скажу, то вспомню через полчаса и подумаю, что зря не сказал. Потому что я ходил же на концерты, которые мне понравились… А, вот! Мы ходили с Виталием по весне на "Аукцыон", очень мне понравилось. "Аукцыон" — вообще шикарная группа.

Dict.:  Не спорю.

Александр:  Из того, что пришло в голову… Но не очень часто хожу на концерты. На "Калинов мост" вот ходил. А на зарубежные вообще давно не ходил, потому что никто не приезжает в Петербург из тех, кто нравится. А так, вот "Аукцыон"…

Виталий:  Да, "Аукцыон"!

Dict.: (с иронией) А у тебя, Виталий, "Нашествие", да, самое такое? :) 

Виталий: Просто у меня друг, он лет 15 уже, чуть ли не с первых "Нашествий" ездил, и он меня уговаривал много лет съездить. Карта как-то легла, и я съездил.

Dict.:  Как гласит слоган — "Главное приключение этого лета"?

Виталий:  Честно говоря, переживал, что будет там совсем мрачно, пьяные люди, но было очень позитивно. И я на самом деле круто оторвался, например, под Гарика Сукачёва — он, оказалось, так жгёт, прям рубахи рвёт, с сигаретиной своей. Смешно, весело! Самый лучший за всю жизнь посещённый мной концерт — это был 1996 год, Петровский стадион, где играли молодой "Сплин", только-только появившийся, времён "Коллекционера оружия", "Tequilajazzz", "МашнинБэнд", "Кирпичи", то есть это был фестиваль просто безумно крутой. Там "Король и Шут" ещё был времён первого альбома, "Пилот" тогда назывался "Military Jane", то есть совершенно другая группа…

Dict.: (уважительно) Тогда это конечно очень мощные были коллективы!

Виталий: Да. И было много других. Отголоски этого я увидел на "Нашествии", например, я отлично отжёг под "Tequilajazzz", хотя народ с неё свалил, потому что на главной сцене что-то играло. А если в Питере говорить, то да, с Сашей сходили на любимый "Аукцыон".

Александр: На "НОМ" в золотом составе сходил, с Ливером, очень понравилось. Вспомнил юность.

Dict.:  Ваши творческие планы до конца года: будете почивать на лаврах 
или предполагается какая-то движуха?

Александр: Да не, хотелось бы альбом начать записывать. Ну и в Питере дать аналогичный концерт, что был вчера в Москве.


Dict.:  Это до конца года?

Виталий:  Да, заняться и записью, и концертов парочку сыграть.

Dict.:  Отметить десятилетие.

Александр:  Дело не в лаврах, а во времени, точнее, в его отсутствии.

Dict.:  Ну и напоследок, ваши пожелания читателям блога и поклонникам.

Александр:  Слушайте хорошую музыку. Удачи, здоровья, счастья, радости и ярких моментов в жизни.

Виталий: (с усмешкой) Держитесь там!

Dict.: Весьма позитивное пожелание от группы с названием "Паническая Атака"! Неожиданно! Мы завершаем. Всем спасибо, все свободны.



"ПАН.АТАКА" В СЕТИ: 

✄~~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~✄

ОФСАЙТ

✄~~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~⚕⚕~~~✄


 ВИДЕОПРИЛОЖЕНИЕ: 

<<=================================================>>

Комментариев нет :

Отправить комментарий